Осуществленные возможности |
ОАО "Институт Днепрогипротранс" -- один из ведущих проектных институтов корпорации "Укртрансстрой", -- уже более 70 лет специализируется на инженерно-технических и инженерно-геологических изысканиях для строительства железных и автомобильных дорог, различных сооружений жилищного и гражданского назначения, предприятий стройиндустрии. По разработанной институтом документации сооружено более 7000 километров новых железных дорог и вторичных железнодорожных путей, построено или реконструировано 3900 мостов и 18 500 зданий. Созданные по проектам института объекты можно увидеть в Украине, России, Беларуси, Молдове, Туркменистане, многих других странах ближнего и дальнего зарубежья. Один из самых крупных и интересных проектов, разрабатываемых институтом в наши дни, -- наплавной понтонный мост через реку Амударья в районе города Атамурат. Это впечатляющее масштабами и сложностью инженерное сооружение будет совмещать в себе автомобильный и железнодорожный мосты общей протяженностью около 1500 метров каждый, а его описанию в прессе непременно сопутствуют эпитеты "удивительный", "уникальный" и "не имеющий аналогов". Однако мало кто знает, что одной из составляющих успеха этого проекта (и, возможно, далеко не самой маленькой) стало то, что в начале 2001 года на вооружении проектировщиков института появились замечательные помощники -- профессиональный широкоформатный сканер Vidar TruScan Select II Base и гибридный редактор Spotlight 4.0. Впрочем, прежде чем начать рассказ о сегодняшнем дне "Днепрогипротранса", заглянем в его недалекое прошлое. После распада СССР многие связи института были нарушены, финансовое состояние оставляло желать лучшего, а число сотрудников сократилось более чем втрое. Однако именно тогда здесь начали серьезно задумываться о возможностях использования архивов бумажных документов. В конце 90-х этот вопрос встал особенно остро и отдел автоматизации проектирования (АП) приступил к поиску решения. -- С программами серии Raster Arts я впервые познакомилась в 2000 году на одном из семинаров в Киеве, -- рассказывает начальник отдела АП Нина Леонидовна Кулакова. -- И сами программы, и реализованный в них подход к работе со сканированными чертежами произвели глубокое впечатление. Сразу по возвращении из Киева я, приводя различные аргументы, стала доказывать, что это ПО необходимо институту. К проблеме бумажных чертежей "Днепрогипротранс" подошел со всей ответственностью, и вместе с программным обеспечением было решено приобрести профессиональный широкоформатный сканер. Безусловно, убедить руководство в необходимости потратить довольно значительную сумму на приобретение целого программно-аппаратного комплекса всегда нелегко, однако сегодня в институте уже никто не сомневается в правильности сделанного выбора. Любое руководство заинтересовано в получении быстрой отдачи от вложенных средств, поэтому практически сразу после поставки комплекса и проведения курса обучения в институте был издан специальный приказ, запрещающий выпуск документации не в электронном виде. -- Ситуация сложилась почти критическая, -- подключается к нашему разговору начальник группы отдела мостов и туннелей (МТ) Игорь Павлович Деркачев. -- Подавляющее большинство конструкторов тогда не то что не владели приемами работы в системах автоматизированного проектирования, но даже не были знакомы с компьютером. Довольно много чертежей создавалось на кульмане, и возможности сканера в сочетании с инструментами системы Spotlight очень сильно помогали нам в переводе таких чертежей в электронный вид. При этом мы не только значительно выиграли в качестве выпускаемых чертежей, но и добились многократного ускорения работ. На порядок возросла и производительность работы, требующей использования бумажной документации из архива. "Мы теперь используем все старые материалы, архивы, наработки института за 70 лет. Вместо того чтобы всё заново перечерчивать, просто сканируем их и дорабатываем, а затем выводим обновленный чертеж на печать. Довольны и мы, и руководство, и заказчики", -- сообщили мне в институте и показали примеры рабочих чертежей. Кстати, схемы и планшеты длиной свыше пяти метров тут совсем не редкость, а едва ли не каждый второй документ имеет длину около 1500 мм, так что работа со сканером меньшего формата или меньшей производительности была бы попросту невозможна.
Организация, проектирующая здания, мосты, железные дороги и другие сложные объекты, должна иметь штат квалифицированных специалистов в совершенно разных и казалось бы непересекающихся областях: геодезистов, механиков, электриков, сантехников и т.д. Столь же многоплановы и бумажные чертежи, которые переводятся в электронный вид и используются при создании новых объектов и устройств. Поэтому неудивительно, что за полтора года с момента внедрения программно-аппаратного комплекса работу со сканером и с программой Spotlight освоили в институте все желающие (для этого силами отделов АП и МТ не раз организовывалось дополнительное обучение), а связкой Vidar TruScan Select II Base + Spotlight пользуются практически все отделы "Днепрогипротранса". Из тысячи ежемесячно выпускаемых чертежей примерно половина (!) выполнена на основе имеющихся бумажных материалов. Сканируются как старые чертежи из архива, так и новые, созданные на кульмане, хотя в последнее время таких становится все меньше и меньше. Когда для выполнения комплекса проектировочных работ по уже упоминавшемуся автомобильно-железнодорожному мосту через Амударью срочно потребовался в электронном виде фрагмент реки общей площадью 80 км², это задание более чем оперативно выполнили два человека. Сканирование, обработка и сшивка в единый документ 150 планшетов заняли всего 14 рабочих дней. Рассказывая об этом, И. Деркачев добавил: "Если бы в нашем распоряжении не было такого производительного сканера и такого программного обеспечения, мы, возможно, вообще не справились бы с этой задачей". В архиве института хранится огромное количество калек, "синек" и других старых чертежей. Хотелось бы их отсканировать, повысить качество, сохранить в электронном архиве на сервере и CD-ROM. Однако полный перевод бумажного архива в электронную форму -- дело более или менее отдаленного будущего: даже выборочное сканирование одних только нужных в данный момент документов полностью загружает и сканер, и программное обеспечение. Обычная цепочка (цикл) работы с бумажным чертежом выглядит так: Рассмотрим каждый из этапов более подробно... Сканирование бумажного оригинала
Первичная обработка данных
"Использование профессионального сканера и Spotlight позволяет значительно экономить наше время, а стало быть и деньги, -- убеждены в институте. -- Кроме того, мы не проиграли и в выборе поставщика. Нам наверняка известно, что мы всегда получим быстрый и квалифицированный ответ на любой вопрос по сканеру или программному обеспечению, а это совсем не так мало, как может показаться со стороны". -- А что вы организациям, которые еще только думают об использовании посоветуете новых технологий работы с бумажными чертежами? -- задал я свой последний свой вопрос перед самым отъездом в Киев. -- Поскорее собраться с мыслями и начинать работу! Широкоформатный сканер и программы серии Raster Arts -- отличные помощники, а выгода от их внедрения не заставит себя долго ждать. Теперь мы это знаем точно!
P.S. Автор благодарит Нину Леонидовну Кулакову, Игоря Павловича Деркачева и весь коллектив института "Днепрогипротранс" за любезно предоставленные для этой статьи материалы, а также за теплый прием и дружескую атмосферу, которые всегда сопутствуют нашим встречам. Удачи вам и процветания!
|
|